Проверяем готовность к школе


      Когда говорят о "готовности к школе", то имеют ввиду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Мне нравится определение психолога Л. Венгера, который говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.
        Итак, давайте разложим понятие «готовность к школе» по полочкам. У нас получится условно пять полок:
1.  Педагогическая готовность ребенка: умение читать, пересказывать, писать, считать.
2. Психологическая готовность: это мотивация (зачем мне учиться?), коммуникативные навыки (общение со взрослыми и сверстниками), интеллектуальная (умение воспринимать новый материал).
3. Волевая готовность: способность заставить себя делать работу, которую делать совсем не интересно.
4. Речевая готовность: произношение, понимание разницы в звуках, правильно образовывать слова.

5. Физическая готовность: как минимум, это способность сидеть 40 минут, не теряя внимания к материалу урока.

Интерактивные тесты для родителей будущих первоклассников


Что должен знать ребёнок в 6 - 7 лет?

Графический диктант дошкольникам Д.Б. Эльконина

Тест для родителей дошкольников "Готов ли ребёнок к школе?"


ТЕСТ 1 «Что кому подходит»
(для оценки эмоционального отношения к школе)
Ребёнку предлагается сыграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подхо­дит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»
Или второй вариант игры. Вы просите ребёнка разложить заранее приго­товленные Вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребёнок должен положить в портфель, другую – в коробку с игрушками.
Пары слов с прилагательными-антонимами:

Большой - маленький
Больной - здоровый
Взрослый - детский
Тёплый - холодный
Весёлый - грустный
Добрый - злой
Быстрый - медленный
Cмелый - трусливый
Чистый - грязный
Бодрый - усталый
Сладкий - горький
Сильный - слабый
Гладкий - колючий
Светлый - тёмный

Положительное отношение к школе оценивается по преобладанию прила­га­тельных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к школьной жизни. Если из 14 пар прилагательных 7 и более положительно окрашенных ребёнок соотнёс с учебной школьной деятельностью, это означает общее положительное отношение к школе.

ТЕСТ 2 "Представь себе…"
 (оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе)
Ребёнку предлагается поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
История 1. Представь себе, что тебе скажут: «Ты ещё маленький, и будет лучше, если ещё один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдёшь потом». Что ты ответишь?

История 2. Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем ты стал бы заниматься? Что ты стал бы делать ВТО время, когда другие дети учатся в школе?

История 3. Представь себе, что есть 2 школы. В одной школе дети учатся каждый день читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисования, танцев. Какую школу ты выбрал бы?

История 4. Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые даёт учительница. В другой школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет: можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравиться, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу ты выбрал бы?

История 5. Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. Т.е. тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что ты ответил бы на такое предложение?

История 6. Представь себе, что ты уже ходишь в школу и у тебя всё очень хорошо получается, и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятёрки подарить тебе за хорошую учёбу шоколадку. Что ты выберешь – пятёрку или шоколадку?

Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:
Отказ от предложения ещё год посещать детский сад или побыть дома.
Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу.
Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются.
Предпочтение школы с определёнными правилами.
Ориентация на обучение в группе, в классе.
Выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.

ТЕСТ 3 «Пароходики»
 (оценка умений действовать по образцу)
Ребёнку предлагают картинку (см. рисунок), на которой изображение парохода составлено из элементов прописных букв. Необходимо точно скопировать рисунок на лист бумаги.
В процессе рисования наблюдайте за тем, как справляется ребёнок с этим заданием: часто ли смотрит на образец, сверяет ли сделанное с образцом, рисует ли по памяти, отвлекается ли во время работы, задаёт ли вопросы.
По окончании работы предложите ребёнку проверить, всё ли у него верно. Если он найдёт неточности в своём рисунке, он может их исправить. Не стоит самим вносить коррективы в рисунок ребёнка и не следует ничего подсказывать.


Методы диагностики индивидуальной готовности детей к школе

     Диагностика готовности к школьному обучению производится разнообразными методиками. Выбирая разные средства диагностики, мы фактически создаем разные психологические портреты ребенка. Это как разные фотографии одного и того же человека. В зависимости от того, для чего нужна фотография, мы обращаем внимание на разные аспекты поведения или психики ребенка. Можно сконцентрироваться на умении ребенка читать и считать, можно — на способности точно следовать инструкциям взрослого, на произвольности, готовности к сотрудничеству со сверстником. Соответственно, можно выделять разные уровни готовности по выбранным критериям.
Изложенный в книге подход к готовности касается не уровня готовности ребенка к школе, а типа его готовности или индивидуального варианта. Тип готовности мы определяем через диагностику типа сотрудничества ребенка со взрослым. Мы полагаем, что способность ребенка к деловому сотрудничеству со взрослым является одним из главных признаков готовности. Способность вступать в содержательный диалог с учителем, реагировать на его замечания по поводу выполненной работы, действовать в ответ на его указания — вот основные умения, которые понадобятся ребенку в школе.
    В соответствии с этим пониманием сущности готовности к школе был разработан комплекс диагностических методик (см. Приложения в следующем номере):
1. «Зеркало».
2. «Раскраска» (модификации «Елочка» и «Дерево»).
3. «Колдун».
4. «Выбор по правилу» (модификации «Узор» и «Слова»).
5. «Реакция на ошибку».
6. «Мотивы учения».
7. «Беседа о школе».
       Эти методики в разной мере отвечают на главный вопрос — к какому типу готовности к школе следует отнести конкретного ребенка?
    Первая — «Зеркало» — методика из инструментария школьного психолога. Она трудоемка и сложна в применении, но дает достаточно богатый материал для заключения о типе готовности ребенка к школе (см. Приложение 1). Ее использование требует специальной подготовки, и, как правило, ею могут пользоваться специалисты-психологи. Если ее использует педагог, он может столкнуться с трудностями, которые не позволят ему сделать обоснованное заключение или могут привести к неверным выводам.
    Следующую группу методик — «Раскраска», «Колдун», «Выбор по правилу», «Реакция на ошибку» (см. Приложения 2, 3, 4, 5 соответственно) — могут использовать и неспециалисты. Это относительно несложные задания, которые помогут, в том числе и учителю, составить общее представление о ребенке. Оно, возможно, не столь полное и точное, как то, которое получено с помощью методики «Зеркало», но достаточное, особенно если дополнено наблюдением за ребенком. По результатам этих несложных заданий можно далее обратиться к специалисту-психологу для проведения полного обследования.
      Методики «Беседа о школе» и «Мотивы учения» — из другого ряда. Эти методики позволяют выявить побуждения ребенка при поступлении в школу и в сочетании с другими результатами позволяют составить достаточно полный психологический портрет будущего ученика.
  Все представленные в книге методики и диагностические приемы основаны на двух общих принципах.
 Во-первых, это принцип недоопределенности предлагаемого задания.
   Например, в методике «Зеркало» ребенку предлагается объективно трудная задача — нарисовать рисунок, зеркальный образцу. Задание осложняется и тем, что зеркало, согласно инструкции, ставится в середине рисунка-образца, то есть в нем отражается лишь часть изображения. Это настолько осложняет работу ребенка, что анализ его рисунков позволяет не просто констатировать выполнение-невыполнение задания, но и увидеть намерение удержать задание, следовать инструкции. Сложность задания такова, что, несмотря на вводную беседу и объяснения педагога, ребенок вынужден сам принимать решение по ходу выполнения: как реально будут выглядеть зеркальные изображения, изображать ли то, что находится позади зеркала, и т.д. Эта недоопределенность (неполная понятность) становится условием удерживания инструкции ребенком.
     В методике «Колдун» требуется «расколдовать» простые фигуры — превратить их в изображения реальных предметов. Выполняя задание, ребенок сталкивается с неожиданной трудностью: одна из фигур предложенной серии уже является изображением реального предмета. Осмысленное выполнение задания требует его уточнения (обращения к экспериментатору) или иной реакции на неточность исходной инструкции.
        Очень важно, что, выполняя задание, ребенок должен постоянно удерживать основное его содержание, не подменяя его своим собственным. К сожалению, при всей естественности этого требования оно экспериментально недоказуемо. Мы никогда не можем точно утверждать, что ребенок, действуя, руководствуется именно тем содержанием задания, которое сформулировал ему взрослый. Единственный способ убедиться в этом — проследить сам ход выполнения задания. Если оно простое, короткое, компактное, то мы в большей мере видим результат выполнения, чем можем судить о том, что оно понято, принято, удержано. Если же задание имеет «подводные камни» (в методике «Колдун» это рисунки реальных предметов), то появляется возможность увидеть реакцию ребенка. Если он замечает несоответствие, значит, помнит задание и руководствуется им.
    Второй принцип, использованный при конструировании данных заданий, — принцип ситуационности. Одна и та же задача (с минимальным различием в деталях) предъявляется в разных ситуациях взаимодействия со взрослым.        Экспериментатор то «занят своими делами» и сидит в стороне, то «помогает ребенку», находясь с испытуемым за одним столом и имитируя заинтересованность в действиях ребенка. Сравнивая результаты выполнения в обеих сериях, удается диагностировать степень влияния взрослого (учителя, психолога) на характер действий ребенка.

Основные типы готовности детей к школе

       Рассмотрим возможные типы ситуации «ребенок — задание — взрослый». Именно они воплощают в себе разные представления детей о школьной жизни и определяют пять основных типов учеников.

Тип 1. «Дошкольники»

      Эти дети ориентируются не на правило, задаваемое взрослым, а на предметное содержание рисунка-образца. Часто они придумывают собственную сказочную версию, добавляют к рисунку-образцу новые элементы, придумывают свой сюжет происходящего. Такое поведение вообще характерно для дошкольников. Для них правило, которое предлагает взрослый, еще не становится предметом целенаправленного овладения.
    Мы говорили раньше, что к шести годам у детей обычно формируется произвольность поведения. В данном случае, однако, можно констатировать, что дети действуют непосредственно, руководствуются в своем поведении не заданием взрослого, не поставленной им целью, а собственным интересом. Они стремятся трансформировать задание взрослого в собственное, обогатив его деталями, превратив в своеобразную игру.         Схему школьной ситуации «ребенок —
задание — взрослый» они превращают в игровую: «ребенок — игра — партнер». Взрослый превращается для таких детей из обучающего в товарища по игре.    Выполняя задание, они с большой заинтересованностью требуют от взрослого одобрения, соучастия. Им не важно, сидит ли взрослый рядом или «занят своими делами». Во всех трех вариантах выполнения задания они ждут от взрослого оценки своей работы.
Сразу же отметим, что дети этого типа могут обнаружить весьма высокую степень интеллектуальной подготовки к школе. Они могут прийти в школу читающими, считающими и т.д. Однако у них отсутствует общая готовность принять школьные организационные формы обучения. Фактически эти дети не готовы к школе. Иногда школьная «незрелость» сопровождается и интеллектуальной пассивностью.
     Однако более подробно о возможных проявлениях этого типа детей мы поговорим в соответствующей главе.

Тип 2. «Почти ученики»

     Дети, принадлежащие к этому типу, — почти ученики. Чего же им не хватает, чтобы с полным правом называться учениками?
Анализируя типичную для таких детей схему школьной ситуации, можно констатировать, что она имеет учебный вид «ученик — задание — учитель». Однако для актуализации учебного отношения к заданию этим детям необходимо соединение всех элементов воедино. Для того чтобы увидеть содержание задания, детям нужно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, однако дальше они могут действовать самостоятельно.
     Именно последняя особенность отличает детей предучебного типа от других, которых мы называем коммуникативными, то есть любителями пообщаться. Об этой особой категории шестилетних детей речь впереди.

Тип 3. «Ученики»

     Дети этого типа принимают правило вне зависимости от реального присутствия взрослого. Для них главным регулятором работы является содержание предложенного задания.
Если применить к этим детям схему школьной ситуации, то она, как и в предыдущем случае, будет выглядеть «ученик — задание — учитель». Однако целостность этой ситуации уже гораздо менее устойчива, связи между ее элементами — слабее. Такие дети уже могут действовать как ученики вне зависимости от реального присутствия взрослого, который для них, если дело происходит в школе, становится учителем.
      Можно было бы сказать, что действия такого ребенка направляются уже познавательным интересом. Но это, пожалуй, слишком смелое заявление. Точнее будет сказать, что таким детям открыта содержательная сторона школьной жизни. И для содержательного отношения к заданию им не обязательны атрибуты «школьности», в частности, присутствие взрослого в роли учителя.

Тип 4. «Псевдоученики, или школяры»

    Появление этой группы детей оказалось для нас неожиданным. Однако дальнейшее наблюдение показало, что полученные результаты не случайны.
Эти дети в ситуации учебного взаимодействия со взрослым отдают ему инициативу, стараясь получить от него формальные указания по выполнению задания. Школьная ситуация в этом случае выглядит так: «исполнитель — команда (приказ) — инструктор (инспектор)». В определенном смысле такое отношение к заданиям взрослого при учебном сотрудничестве является тупиковым. Оно препятствует содержательным отношениям учителя и ученика в учебном процессе.

Тип 5. «Коммуникаторы»

      Эти дети стремятся к непосредственному общению, а не к взаимодействию со взрослым. Для них ситуация содержательного обучения представляется еще одной возможностью поговорить о том о сем, привлечь к себе внимание и т.д. Далее мы будем подробно говорить о причинах и возможных способах коррекции такого непродуктивного отношения к школе.
Важно понять, что для таких детей школьная ситуация трансформируется в ситуацию общения, из которой выхолощено содержание. Схема учебной ситуации превращается в схему непосредственного общения «ребенок — взрослый». Главный недостаток этой ситуации в том, что она не годится для школы, для обучения. Она вполне подходит для семьи, общения с друзьями, в школе же игнорирование содержания бесперспективно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий